Что касается
сущности рабства, то основной тенденцией рабского мышления является «объективизм»
(обратное — «субъективизм»). Объективизм — это смещение мышления от
субъективного «Я» в сторону объективного «не-я». Человек как бы становится «не
в себе», оценивает всё и вся не со своих позиций, а со сторонних, внешних,
объективных. Эта тенденция — порождение рабско-милитаристской истории России.
Рабу (крепостному) и военному запрещено иметь своё «Я», он должен мыслить со
стороны хозяина, коллектива, подразделения, окружения, страны и т. д.
Диспозитивные хочу, нравится раба должны быть нейтрализованы, он живёт в
императивных надо, должен. А это означает исчезновение человека, как
субъекта оценки, т. е. представителя культуры, которая основывается на системе
ценностей. Безоценочность, стертость желаний «хоронит» и их производные —
творческий интерес, любовь. Также объективизм означает десистематизацию
мышления — из радиального (от «Я») оно становится беспорядочным, случайным. С
объективных позиций любое явление может оцениваться двояко — и так и эдак, и
только субъективная оценка от «Я» создает определенность, однозначность, в
конечном итоге — волю к достижению желаемого. У раба воля, как и само желание,
в основном отсутствует.
Маркером
рабского мышления является, например, хамство. Причина простая — раб культуры
не имеет, вот и хамит. Такая форма хамства как мат свидетельствует о рабских
запретах на выражение эмоций (всё субъективное рабу запрещено). Эмоции имеют
закон сохранения, поэтому, если не выражаются в момент возникновения, то они
скапливаются и сублимируются в виде неадекватных прорывов в «разрешенную»
лазейку — совершенно не относящуюся к делу сексуально-генитальную тему,
максимально охамленную.
Забавной
демонстрацией сохранения рабского мышления при появлении внешней свободы
является такое комичное явление, как «новые русские». Формально они свободны,
но желания-то у них не сформированы! На что ориентироваться? Раб ориентируется
на внешние приоритеты, вот и направлены все действия, приобретения «нового
русского» на удовлетворение внешнего взгляда (а не своего), отсюда нелепые и
анекдотичные т. н. «понты» — российский вариант рабского тщеславия.
Кроме
алкоголизма, рабству сопутствует и другая вечная российская проблема —
воровство. Вора определить легко даже в высших эшелонах власти: если человек
слишком проповедует альтруизм, живёт как бы ради других, радеет о народном
благе (а не о себе и не о других конкретных людях), общественной пользе, то он
либо вор, либо потенциальный вор. Внешние приоритеты, рабская стертость
субъектвиного «Я» приводит к тому, что никакого барьера для раба между своим и
не своим не существует. Он вольготно чувствует себя в не своём (общем,
народном) — оно для него самое «своё» и есть. Поэтому присвоение чужого
происходит автоматически, как бы «на благо народа», даже и не рефлексируется,
что это обыкновенное воровство. И если, не дай бог, такой начальник попадется и
ему какие-нибудь следователи назовут вещи своими именами, то это приводит к шоку,
инфарктам и прочим кризисным проявлениям — его монолитный мир, где всё вокруг
народное, слитым с «моё», рухнул.
Больше всего
люди ненавидят в других людях собственные недостатки и предрасположенности.
Поэтому носители рабского мышления люто презирают алкоголиков, несмотря на то,
что сами являются либо потенциальными, либо сложившимися алкоголиками. Это
прорывается и в извечной «борьбе» с алкоголиками (вместо борьбы с алкоголизмом,
что значительно проще, но уничтожает многие мифы — например, в установившейся традиции бить
бомжей. Тут еще примешивается и то, что бомж в рабском понятии — единственное
существо ниже раба по статусу. Кроме того, бомж — это «дизертир», сбежавший из
системы («А мы тут должны вечно корячиться!..») Никто за бомжа не накажет —
вокруг такие же рабы, которые относятся к бомжам так же. Раб без плетки (а
ценностных ограничителей, т. е. культуры у него нет по определению)
превращается в палача. Потому в России бьют бомжей, чтобы если не убить, то уж
покалечить обязательно, до хруста хрящей и костей, чтобы в крови захрипел и
захлебнулся…
К
проявлениям рабского мышления относится и традиционная зависть. Для раба
хозяйское значительнее собственного, внешнее — внутреннего, общественное —
личного, социальное — индивидуального и т. п. Чужие достижения и неудачи для
него более значимы, чем свои, что и приводит к парадигме: главное — что у
соседа корова сдохла, а не своя отелилась...
«Объективизму»
— доминирующей тенденции рабского мышления, часто сопутствуют еще и другие,
более или менее выраженные тенденции: дистанцированность (обратное —
непосредственность); детерминизм (обратное — релятивизм); негативизм
(обратное — позитивизм).
«Дистанцированность»
— это нарушение отношений, при котором отсутствует прямая связь,
непосредственный доклад друг другу о своих оценках и желаниях. Порой обычные
слова хочу и нравится в дистанцированных семьях не произносятся
вообще и даже считаются проявлением безнравственности. Например, нормальное
выражение желания «Я хочу чаю» у дистанцированных выглядит как «что-то ТЫ
давно за мной не ухаживал, не принес бы ТЫ чаю». Вместо рассказа о себе,
дистанцированные постоянно пытаются проникнуть в собеседника, навязать ему вину
(«давно не ухаживал») и, как только собеседник вину почувствовал,
манипулировать, управлять им («принеси чаю»). Т. е. дистанцированность — это
еще и манипулятивность, деструктивная схема отношений.
Особенностью
дистанцирования является его обязательное присутствие в семьях, где есть
наркозависимый, алкоголик. Дистанцированность — это и есть та эстафета, тот
нематериальный «ген», который передается из поколения в поколение, создавая
семейную преемственность алкоголизма.
Одним из
проявлений дистанцированности в российском обществе является магия поиска
виновных при борьбе с какими-то недостатками. Существует миф, что определение и
наказание виноватого радикально исправляет проблему. На самом деле «вина» —
категория выдуманная, искусственная. Срабатывает только, если удалось ее
навязать, и то весьма субъективно, временно и ограниченно, работает как плетка
исключительно в деструктивной рабской среде.
Еще одна
устойчивая тенденция, свойственная российской рабской традиции, это
«детерминизм» — иерархичность отношений и причинность мышления. Детерминистское
мировоззрение таково: во главе общества должен быть какой-то царь, и все
явления природу имеют одну первопричину. Это милитаристская тенденция мышления,
адекватная военной среде. В животном мире по иерархичной организации живут,
например, павианы саванны, где мало пищи и много врагов, от которых надо
постоянно обороняться. А вот какие-нибудь макаки, живущие в комфортных условиях
джунглей, где много пищи и нет врагов, живут по противоположной — релятивисткой,
плоской, свободной организации, где каждый может принимать на себя любые роли и
нет «начальников».
Устойчивый
детерминизм россиян заставляет неизменно творить холуйские иерархии (как
заметил известный своими афоризмами В.Черномырдин: «Что бы мы ни делали, а всё
получается КПСС»), в мирных условиях заниматься гарнизоно-строительством, что
неадекватно и разрушительно, само по себе провоцирует форс-мажор — кризисы,
голод, войны, что потом еще больше подстегивает милитаристскую самоорганизацию,
которая, опять же, становится разрушительной в мирных комфортных условиях,
творит очередной форс-мажор… и так по кругу, по дурной бесконечности.
Например,
сейчас опять выстроилась практически незамеченной (детерминизм, как и другие
тенденции отношений изнутри не рефлексируются), очередная государственная
пирамида: все ветви власти, политики, бизнеса, СМИ, науки, искусства, церкви
сложились в единую иерархию-пирамиду. Кто не встроился, тот чужой, враг, на
вымирание. Рабское выстраивание происходит на всех уровнях и во всех уголках
России (что продемонстрировали, например, события в станице Кущевской
Краснодарского края). Дальше вырисовывается знакомая сталинско-гитлеровская
перспектива: «пирамида» холуёв, будучи неадекватной мирным условиям, творит
кризис, возможно с голодомором или его угрозой; запуганный народ дает
карт-бланш очередному «спасителю нации» на мобилизационную экономику и
репрессии, как метод добывания средств на модернизацию (так, наверное, будет
теперь называться «индустриализация»), и дешевой рабсилы; в условиях
мобилизации «пирамида» становится адекватна и выдает несомненные успехи… Потом,
правда, на успехах она не продержится, начнет провоцировать, как и в прошлый
раз, большую войну, в которой народ страдает, но Система (точнее — имперская
антисистема) поднимается на недосягаемую высоту.
Справедливости
ради следует заметить, что не залипшая детерминистская, а подвижная система
отношений была в Киевской Руси, в Новгороде, до завоевания их империей и
установления статичной имперской «вертикали». В военное время призывался на
командование князь, а в мирное время «вертикаль» распускалась и правило
народное вече. Эта динамичная система и называлась русской «соборностью» —
умением собираться в минуту опасности и расходиться, когда опасность миновала,
чтобы не уподоблять свою жизнь тюрьме и казарме и не искать «врагов», не
провоцировать новую войну для собственной адекватности. В будущем, после уничтожения
империи, Россия, несомненно, вернется к динамической «соборной» системе, где
каждый народ, каждая культура сможет жить не по единому имперскому уставу,
спущенному сверху, а по своим законам, как это было в доимперской Руси — каждый
регион жил по своим «правдам». По большому счету, родина для человека — это
место, где, где он может жить по своему пониманию справедливости, по законам,
соответствующим ценностям своей культуры. Сбрасывание имперского рабства
означает возвращение себе родины. А рабы родины (как и культуры, ценностей) не
имеют, им родину заменяет территория, государство, карающая и вознаграждающая
длань начальника...
На личном
уровне детерминизм проявляется в точно такой же неадекватности и
разрушительности, как на государственном. Например — в семье, построенной по
принципам домостроя, существующей как бивуак, военный лагерь, напряженно
готовый сражаться с несуществующими трудностями.
Холуйская
детерминистская преданность, которая часто подается как надежное единство
(единство «Единой России» — из этой серии), на самом деле очень легко
разрушается. Человек с детерминированным мышлением всегда потенциальный
предатель, ибо он предан не начальнику лично, а его должности, положению в
иерархии. Встанет на его место другой — вчерашний обожаемый начальник легко
оказывается во врагах.
Например, во
времена Второй Мировой войны, американцы были шокированы поведением пленных
японцев: будучи, вроде бы, врожденными героическими самураями, слепо преданными
командиру и готовыми умереть за родину камикадзе, они, попав в американский
плен, предавали своих направо и налево, выкладывали всё подряд, что у них даже
и не спрашивали. На самом деле всё объясняется довольно просто: для человека с
рабским, холуйским детерминированным мышлением сменился начальник-иерарх,
теперь, раз японец в плену, начальником стал американец, вот он ему так же
преданно и служит. Такие же коллизии и разочарования традиционны для
российского общества и для его «вертикали»…
Еще одна
характерная тенденция мышления в рабском наборе — это «негативизм». В норме
адекватный человек ориентируется в одинаковой степени как на положительные, так
и на отрицательные ценности — к одним притягивается, от других отталкивается.
Негативист же видит в основном отрицательные, отталкиваемые ценности, т. е. только
плохое. Вся жизнь его превращается в борьбу со злом. Он находится в мифе, что,
мол, поборет очередные трудности и наступит счастье, а оно не наступает,
поскольку бороться за счастье невозможно, за него не борются, к нему
притягиваются. Потому максимум, чего может достигнуть негативист — нулевого
состояния, отсутствия отрицательного, что не означает присутствия
положительного. Именно в этом состояла одна из ошибок коммунистов — их
парадигма «бороться за светлое будущее» есть негативистский нонсенс. Борьба,
какой бы она ни была героической, ни к чему положительному не ведет.
Пример
негативизма на личном уровне, как и демонстрацию закономерного итога жизни
негативиста, дает литературный пример героя-борца Павки Корчагина из книги «Как
закалялась сталь» Н. Островского. А на общественном уровне показательна сама
история страны, так и не поборовшей «отдельные недостатки», и ее сегодняшняя
реальность, в которой присутствует всё та же борьба, но с другой риторикой.
Скажем, нынешнее российское законотворчество почти на 100% негативистское:
законы в основном принимаются ограничивающие, заставляющие, наказующие,
принуждающие, запрещающие. Позитивный блок, состоящий не в подавлении, а в
разрешении, стимуляции, поддержке почти отсутствует. Коммунистическая негативистская
парадигма священной борьбы всех со всем на свете никуда не делась, только
сменила личину — все российские «думы» по сути являются комитетами по борьбе.
Опять свистит рабская плетка, декларирующая, что она загонит всё стадо в рай.
Законодатель с рабским мышлением думает, что законотворчество — это искусство
придумывания наказаний, насаждение страха, т. е. террор. Мол, достаточно
правильно направить хлыст и стадо пойдет куда надо. Самая популярная плетка
сегодня — это деньги. Угроза экономической дезадаптации, удар по кошельку
сегодня является, наверное, самым эффективным методом насаждения страха, т. е.
террора. В этом нет ничего нового: Россия просто берет очередное новомодное
веяние и утилизует в рабскую плетку. От перемены плеток рабство не меняется, но
вдохновение появляется — новые мифы, новое «светлое будущее», новые стимулы
бегать от плети.
На самом
деле путем террора, строительства стен, запоров, заборов и запрещений можно
построить только и только тюрьму — российский вариант «правового государства».
Есть закон сохранения деструктивности, по которому посеянная разрушительность
(а террор безусловно является проявлением разрушительности) никуда не девается,
возвращается рано или поздно обратно в другом виде, скажем, в виде ответного
террора, революций, бунтов, девиантного поведения и т. п.
Что касается
проявлений негативизма на личном уровне, то себе негативист выстраивает точно
такую же невыносимую «тюрьму», огороженную частоколом запрещений и ограничений,
вечной борьбы, не задумываясь над вопросом: если борешься сам с собой, то кто в
итоге оказывается проигравшим?..
Все рабские
тенденции — объективизм, дистанцированность, детерминизм, негативизм и другие,
довольно несложно корректируются в ходе идеоанализа, целью которого является не
полное уничтожение этих тенденций, а приведение их в подвижную смену с
противоположными тенденциями: объективизм — с субъективзмом,
дистанцированность — с непосредственностью, детерминизм — с релятивизмом,
негативизм — с позитивизмом. Именно такое подвижное мышление, динамическая
система отношений конструктивна и адекватна меняющимся условиям существования,
не говоря уж о том, что она отлечивает от многих проблем, неврозов,
расстройств, болезней, зависимостей, провоцируемых всё той же косностью и
деструктивностью рабского мышления. Но, к сожалению, рабство в России не
осознается, вытесняется из обсуждения, нет самой постановки проблемы, нет
антирабского дискурса. Обращаются к идеокоррекции, в ходе которой рабство
выясняется и исправляется, когда уже шарахнет здоровье или другие тяжкие
расстройства. Тотальная проблема, имеющая вид пандемии, и требующая масштабного
вмешательства, никак не рефексируется, «лечится» у единиц, локально и
маргинально, на уровне экпериментирования.
Отношение в
России к либералам отрицательно по той причине, что и свобода тут
злокачественная — свобода от функциональных обязанностей. Точно такая же
свобода, как свобода раковых клеток, бесполезных по отношению друг к другу.
Вроде бы свобода, но на самом деле обрачивающаяся обреченным рабством, зависимостью
от питания (халявного) и тех, кто его распределяет (вертикали власти).
Чисто человеческая свобода — свобода творчества, т. е. стремления к новому и
сотворения нового. В здоровой системе она абсолютно не конфликтует с
функциональностью и полезностью, но в антисистеме превращается в жупел, а ее
носители, как минимум, — в «лишних людей».
Исследуя
проблему рабства, нужно со всей отчетливостью понимать, что для обладателя
рабских тенденций мышления рабство комфортно, а свобода выглядит пугающе, сам
переход на свободное динамичное существования весьма болезнен (в том числе и
методом искусственной идеокоррекции), переоценка ценностей причиняет
нравственные страдания. Рабство дает привычную надежность (пусть мифическую),
ощущение стабильности (пусть временной), гарантии (пусть мизерные и мнимые),
надежду на светлое будущее (пусть и неисполнимую). И еще рабство освобождает от
ответственности — перекладывает ее на начальников, на Систему. Также мечта раба
— халява, выслуженное незаработанное вознаграждение. Перед этими рабскими
сокровищами изначально совершенно несущественно выглядит набор свободного
человека:
— мотивированного не убегать от труда, а наоборот, стремящегося к творческому
труду;
— нацеленного не выискивать халявы, а зарабатывать функциональной пользой;
— нести ответственность за всё самому;
— стремиться не к удовлетворению потребностей, а актуализации ценностей,
стремящихся к нематериальному нераздельному набору — свободе, любви,
творчеству, счастью…
Ну и виде
бонуса к здоровью ментальному прилагается здоровье физическое, т. к. болезнь —
это всегда воплощение какой-то идейной деструктивности человека, а раз ее нет,
то и болезнь уходит. Тем не менее, всё это меркнет перед рабскими
удовольствиями, потому, может быть, такой проблемы и нет, и трогать ее
действительно не стоит? Рабство и теперь живее всех живых, наше знанье,
сила и
оружие?
© 2011 Юрий Кузнецов
Источник: http://ideo.ru/slavery.html |